Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Вход Регистрация

Юным гражданам губернии, а также их родителям

4 НОЯБРЯ – ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С днем народного единства!4 ноября в России отмечается государственный праздник «День народного единства».

Этот праздник, известный до 1917 года как день иконы Казанской Божьей Матери, а сегодня лишь возрождённый и вобравший в себя новые смыслы, был установлен в середине XVII века в память об освобождении Москвы в 1612 году от польских интервентов ополчением Минина и Пожарского.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Период в истории России с 1598 по 1613 год называется «Смутное время». После смерти царя Ивана Грозного в 1584 году в стране не оказалось законного наследника, способного к управлению государством. Кроме того, четыре года, с 1600 по 1603 были неурожайными, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре выпадал снег. Разразился страшный голод, жертвами которого стало до полумиллиона человек .

В 1604 году объявил о своём царском происхождении и правах на престол самозванец Лжедмитрий, выдававший себя за чудесно спасшегося младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия. Он был поддержан польским королём Сигизмундом. За это Лжедмитрий обещал передать Польше Смоленск и Северские земли.

В том же году войско Самозванца пересекло границу России, многие города сдались Лжедмитрию, войско московского воеводы Мстиславского было разбито у Новгород-Северского. 20 июня Лжедмитрий вступил в Москву и короновался как Дмитрий Иванович. Москвичи были недовольны бесчинствами польских солдат, свадьбой Лжедмитрия с дочерью польского воеводы Мариной Мнишек, его неумением держать себя сообразно царскому «чину». Воспользовавшись обстановкой, бояре в ночь с 16 на 17 мая 1606 подняли бунт, во время которого Самозванец был убит.

В 1606-1610 годах в России царствовал представитель суздальской ветви Рюриковичей боярин Василий Шуйский, но новая власть не принесла успокоения. Польско-литовские войска громили и грабили русские земли. Шведы хозяйничали в северных городах. Вспыхивали крестьянские восстания, объявлялись новые самозванцы. В 1610 году Шуйский был низложен, насильственно пострижен в монахи и отправлен в Чудов монастырь. Москвой стала ведать группа из семи бояр, членов Боярской думы, («семибоярщина») во главе с князем Фёдором Мстиславским. Было решено договориться с поляками и пригласить на престол польского королевича Владислава. Был подписан соответствующий договор. Опасаясь Самозванца, бояре пошли далее и в ночь на 21 сентября впустили поляков в Кремль, после чего власть фактически перешла к командующему польским гарнизоном Александру Гонсевскому.

Все эти события вызвали широкое национально-освободительное движение.

К.Вениг. Последние минуты Дм.СамозванцаВ начале января 1611 года нижегородцы получили грамоту от патриарха Гермогена, в которой святой старец горько сетовал на бояр, низложивших царя Шуйского, и на тех, кто решил предать Россию Польше. «Вы видите, – писал он, – как ваше отечество расхищается, как ругаются над святыми иконами и храмами, как проливают кровь невинную… Бедствий, подобных нашим бедствиям, нигде не было, ни в каких книгах не найдёте вы подобного».

Кроме Нижнего Новгорода, воззвания патриарха достигли и других городов. Рязанский воеводаК.Е.Маковский. Воззвание Минина Прокопий Ляпунов первым из будущих вождей народного ополчения начал собирать в Рязани патриотов русской земли для похода и освобождения Москвы от интервентов. В 1611 году 1-е Ополчение Ляпунова подступило к стенам Москвы. Однако в результате распри на военном совете восставших Ляпунов был убит, а ополчение рассеялось.

Второе Ополчение возглавил нижегородский купец Кузьма Минин, который пригласил для предводительства военными операциями князя Дмитрия Пожарского. Участники ополчения – люди разных вер, разных национальностей, сословий – объединились для того, чтобы спасти страну, отстоять российскую государственность. Это было подлинное национальное единение.

В августе 1612 года ополчение двинулось на Москву. Польский гарнизон укрылся в Кремле. В середине сентября Пожарский послал в Кремль грамоту следующего содержания: «Полковникам и всему рыцарству, немцам, черкасам и гайдукам, которые сидят в Кремле, князь Дмитрий Пожарский челом бьёт. Ведомо нам, что вы, будучи в городе в осаде, голод безмерный и нужду великую терпите, ожидаючи со дня на день своей гибели…. и вам бы в той неправде душ своих не погубить, такой нужды и голоду за неправду терпеть нечего, присылайте к нам не мешкая, сберегите головы ваши и животы ваши в целости, а я возьму на свою душу и у всех ратных людей упрошу: которые из вас захотят в свою землю, тех отпустим без всякой зацепки, а которые захотят Московскому государю служить, тех пожалуем по достоинству». Ответом был гордый и грубый отказ.

22 октября (4 ноября по новому стилю) бойцы народного ополчения штурмом взяли Китай-город, Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божией Матери и поклялся построить храм в память этой победы.

26 октября командование гарнизона подписало капитуляцию, на следующий день гарнизон сдался.

По взятии Москвы, грамотой от 15 ноября, Пожарский созвал представителей от городов, по 10 человек, для выбора царя. В январе 1613 г. съехались выборные от всех сословий, включая крестьян. Выставлено было четыре кандидата: Шуйский, Воротынский, Трубецкой и Романов. Выборы были очень бурные. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Фёдоровича Романова – первого русского царя из династии Романовых. С избранием царя кончилась смута, так как теперь была власть, которую признавали все, и на которую можно было бы опереться.

После изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке в Москве. Позже на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Казанская икона в 1636 году была перенесена в новый храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе столицы.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича в память об освобождении Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября (4 ноября) особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери, находившейся в ополчении и ставшей его главным символом. Этот, объявленный государственным, праздник отмечался вплоть до 1917 года.

После октябрьской революции и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась. Идея сделать праздничной дату 4 ноября как День народного единства, была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она была поддержана комитетом по труду и социальной политике Государственной Думы Российской Федерации, и, таким образом, приобрела статус думской инициативы.

29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», – заявил Алексий.

Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это один из немногих примеров в истории, когда судьбу страны решил сам народ.

В декабре 2004 года Госдума РФ приняла поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября.

Казанская икона Божией Матери

Памятник Минину и Пожарскому

Последние новости