Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Вход Регистрация

Башкиры

Башкиры компактно проживают на юго–востоке Самарской области – в Большеглушицком и Большечерниговском районах (7885 человек (0,243%).Там, среди широких степей, на берегах реки Большой Иргиз и ее притоков расположились поселения башкирского народа (Муратшино, Таш – Кустьяново, Кочкиновка, Имелеевка, Хасьяново и др.). Кроме того, башкиры живут в соседних населенных пунктах вместе с русскими, татарами, казахами, чувашами и другими народами. В прошлом башкиры вели полукочевой образ жизни, и степи Самарского Заволжья издавна являлись западной окраиной их кочевий. Постоянные башкирские поселения на территории современной Самарской области появились в конце ХVIII – начале ХIХ вв. Традиционно башкиры делятся на ряд племен, различных по происхождению. Наиболее распространенными племенами в Самарской области являются кыпсак и бурзян. Многие местные жители помнят названия своих племен. Кроме того, башкирское население края делится на «старых» и «новых» башкир. Предки «старых» башкир переселились в эти места в ХVIII в. и ранее, предки «новых» - в ХIХ в.

В прошлом основу башкирского хозяйства составляло полукочевое скотоводство. Этому способствовали широкие степи с хорошим травостоем и наличие значительного количества водных источников – рек и озер. И сегодня животноводство играет большую роль в хозяйстве башкир Самарской области – они разводят лошадей, овец, коз, коров. До второй половины ХХ столетия башкиры держали и верблюдов (в основном двугорбых). Этих неприхотливых животных использовали при перевозке грузов, причем не навьючивали, как в других регионах, а запрягали зимой в сани, а летом в телеги. В связи с переходом башкир к земледелию верблюдов стали использовать при полевых работах (запрягали в плуг или в косилку) до распространения в крае средств механизации.

Традиционным переносным жилищем башкир служила войлочная юрта с решетчатым сборным деревянным каркасомТрадиционным переносным жилищем башкир служила войлочная юрта с решетчатым сборным деревянным каркасом. Юрта делилась на две половины: мужскую и женскую. Половины разделялись тканевым занавесом. Стены юрты завешивались разноцветными материями, а пол застилался коврами.

Со временем юрты уступили место избам, которые в разных местах проживания башкир строились из различных материалов. В связи с отсутствием в нашем крае обширных лесных массивов башкирские дома строились здесь в основном из саманного кирпича. Крыши таких домов были плоскими или слегка покатыми, они располагались на два – три самана выше настила потолка. В большом количестве встречаются также сложенные из самана хозяйственные постройки, а также летние кухни.

В прошлом к основным принадлежностям домашнего интерьера относились деревянные нары. На них жители дома спали, на них же принимались за трапезу. В одном углу на нарах стоял сундук, на который складывали горкой подушки, одеяла и другие постельные принадлежности. Сегодня нары сохранились в некоторых избах, но там они не утратили своих функций. Живущие в этих избах пожилые люди по–прежнему предпочитают нары кроватям. В углу нар, как и раньше, складывается в виде горки вся постель (иногда на сундуке, иногда без него).

Ансамбль Кочкиновского СДК Большечерниговского района Самарской областиБольшим своеобразием отличается традиционная одежда башкир Самарского края. Основу женского костюма составляло длинное платье, а также передник и камзол, украшенный позументом и серебряными лентами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из монет и кораллов. Женский головной убор кашмау представлял собой чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами, а также с длинной лопастью, спускающейся по спине и расшитой раковинами – каури и бисером. Девичий головной убор такыя являлся шапочкой шлемовидной формы, также покрытой монетами. Верхней одеждой для женщин служили распашные кафтаны и чекмени, отделанные вышивкой и монетами.

Традиционный мужской костюмный комплекс включал в себя рубаху и штаны с широким шагом, легкий халат, камзол, тулуп. Распространенным летним головным убором являлась тюбетейка с плоским верхом (обычно коричневого или зеленого цвета). Башкиры нередко носят тюбетейки и сегодня. Зимой мужчины и женщины носили шапки, сделанные из меха пушного зверя. Использовались различные виды обуви – сапоги, кожаные башмаки, бахилы (лапти самарские башкиры не носили).

В прошлом в народной кулинарии башкир решающую роль играли блюда мясного и молочного происхождения, что было обусловлено скотоводческим укладом хозяйства. К ним относится бишбармак – мелко нарезанная жирная баранина или конина, заправленная бульоном и лапшой. Сейчас это блюдо обычно готовят во время праздников. Особое место среди напитков занимает кумыс, который приготовляется из кобыльего молока. В прежние времена угощение этим напитком всегда предваряло и завершало гостевую трапезу. Кумыс широко использовался и в лечебных целях. По рекомендации врачей им лечился у местных башкир великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, описавший в своих произведениях башкирское гостеприимство. Именно он организовал для жителей этих мест скачки на лошадях, в которых башкиры принимали активное участие. Сегодня в память о великом писателе традиция проведения скачек возобновлена в Алексеевском районе, где располагалось имение Л.Н.Толстого. А кумыс и сейчас производится башкирами Самарского края.

Башкиры относятся к народам, исповедующим ислам.

Старое башкирское кладбище около с. Таш-КустьяновоСвоеобразием отличаются башкирские кладбища. На старинных могилах установлены в вертикальном положении камни, на которых высечены надписи на арабском языке. На некоторых камнях изображены также мусульманские символы. Около села Таш – Кустьяново сохранилось старое кладбище, состоящее из таких намогильных камней – некоторые из них уже ушли в землю, на других надписи уже стерлись от времени, но многие камни очень хорошо сохранились. Некоторые кладбища огорожены траншеями.

Вместе с тем в современном башкирском фольклоре отчетливо прослеживаются реликты древних верований. Например, практически в каждом населенном пункте можно услышать рассказы о фантастических существах, якобы обитавших когда – то в этих местах. Аналогом лохнесского чудовища в башкирском фольклоре является аждаха – существо, напоминающее огромную змею. Согласно поверьям, аждаха обитают в водоемах и проглатывают приближающихся к воде людей и животных. Приходит время, и по небу приплывают облака, которые поднимают чудовище в воздух и уносят его на край света. Если этого не произойдет, то аждаха в последствие может превратиться в еще более страшное существо – юха, которое способно принимать человеческий облик. Однако, по словам стариков, такое происходит крайне редко – обычно облака все же уносят страшных аждаха. Согласно рассказам местных башкир, около села Муратшино был пруд, в котором жил аждаха, поэтому люди боялись подходить к нему. Затем чудовище унесли облака, а пруд высох.

У башкир есть как общемусульманские, так и традиционные праздники.

К наиболее популярным традиционным праздникам у башкир, как и у татар, относится сабантуй. Во время его проведения устраивали спортивные состязания: борьбу, бег на расстояние до 2 километров, скачки на лошадях на расстояние в 6 – 7 километров, добывание ртом монет из наполненных кумысом или водой с отрубями котлованов, перетягивание друг друга с помощью каната. Позже устраивалось обильное угощение.

Башкирский праздник "Йыйын"В последнее время ежегодным стало проведение праздника йыйын. В прошлом йыйын являлся собранием племени, на нем решались различные общественные вопросы, устраивались ярмарки и спортивные состязания. Сегодня происходит слияние двух вышеуказанных праздников в единый праздник Йыйын – Сабантуй. Во время этого праздника проходят выступления местных фольклорных коллективов, участники которых одеты в национальную одежду. Звучат любимые башкирами традиционные инструменты – курай (род флейты, который обычно изготавливается из ствола одноименного растения) и кубыз (щипковый инструмент), исполняются национальные песни и танцы, гостей праздника угощают блюдами традиционной кухни.

Последние новости