Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Вход Регистрация

Украинцы

История появления первых украинцев в Самарском крае восходит к XVII в., но по преданию. На месте будущего города Самары еще в 1357 г. побывал сын черниговского боярина митрополит Алексий, которому понравилась эта местность и он объявил, что со временем здесь будет воздвигнут город «…который никакому разорению подвержен не будет». В значительном числе украинцы стали появляться здесь в XVIII в. Сейчас  на территории Самарской области проживает 60727 украинцев (1,874% населения).

Возка хлеба и пахота в 4 пары воловОсновой экономической жизни украинцев традиционно является земледелие, подсобные отрасли – животноводство, рыболовство, охота. Часть сельского населения занималась промыслами и ремёслами – кожевенно-сапожным, шубным, гончарным, столярным, бондарным, иконописным, винодельным и др.

Поселения располагались по течениям рек и ручьёв, по берегам озер. Изначально селения представляли хаотичную планировку, где усадьбы не имели строгой ориентации. Однако со временем селения стали приобретать линейный характер (рядовый, уличный).

В новых местах украинцы стремились сохранить традиционный облик поселений, их сёла отличались благоустроенностью, чистотой, обилием зелени, в садочках возле хат и палисадниках росли фруктовые деревья, ягодные кусты, цветы. Этническая  специфика сохранилась в названиях населенных пунктов: Большая Черниговка, Малая Черниговка, Украинка, Кинель-Черкассы и др.

В большинстве украинских селений строились типичные для Украины низкие продолговатые в плане побелённые хаты с земляным или глинобитным полом, покрытым нависающей над стенами четырехскатной крышей.

Традиционное внутреннее убранство украинского жилищаСтены их возводились из различных строительных материалов: дерева, глины, камня. Стойко сохранялась древняя украинская традиция обмазывать глиной и белить срубные, каркасные и глинобитные стены.

В заднем углу хаты стояла духовая печь, широко известная как русская печь с устьем, повёрнутым к боковой длинной стене дома. По диагонали от печи – передний угол, где висели иконы и стоял обеденный стол, вдоль стен – укреплённые в стены лавки, напротив устья печи ближе к двери – кухонная половина.  

Праздничный костюм украинской девушки конца XIX в.Украинская народная одежда представляла собой сложный комплекс, состоявший из рубахи, поясной, нагрудной, верхней одежды, головного убора, обуви и украшений. Основу мужского и женского традиционного костюма составляла длинная рубаха («сорочка») из домотканого полотна, позднее из фабричных тканей, служившая еще и в начале 20 в. нательной и одновременно выходной одеждой. Женскую рубаху шили с длинными рукавами, с прямоугольными вставками на плечах (поликами), пришитыми по утку или по основе.

Мужская народная одежда изменялась быстрее под влиянием городской и местной одежды. Сравнительно долго сохранялись полотняные, позднее ситцевые туникообразные сорочки с разрезом ворота посредине груди, украшенные орнаментальной вышивкой, их заправляли в штаны или носили навыпуск. С конца XIX в. наряду с прежними появляются новые формы верхней одежды, сшитые из фабричной ткани прямого и приталенного покроя. Наиболее распространённой традиционной обувью мужчин и женщин были кожаные сапоги («чоботи»), туфли или ботинки («чоревики»), «постоли», сшитые из одного куска кожи.

 Основу национальной украинской кухни составляют хлебные, мучные и крупяные кушанья, существенную роль играли продукты овощеводства, животноводства.

Повсюду популярным был типично украинский борщ из свёклы, капусты, с добавлением других овощей и круп, заправленный салом или растительным маслом. Летом готовили борщ из свежей зелени, а также супы из капусты, картофеля, круп («капусняк», «юшка» и др.).

Излюбленным напитком был квас из ржаных сухарей, отрубей, солода, а также из ягод, фруктов, березового сока, свёклы. Со временем в быт горожан и селян внедряется чаепитие. Большинство селян издавна вместо чая заваривали мяту, липу, зверобой, шиповник, смородину, другие местные растения.

Верующие украинцы – в большинстве православные, небольшая часть выходцев из западных регионах – греко-католики.

Танец украинских девушекВ жизни украинского народа  важную роль играли календарные праздники и обряды.  Многие обряды и обычаи были приурочены к датам христианского календаря. Масленицу украинцы не праздновали так широко, как русские. Молодежь и взрослые в сёлах и городах катались на лошадях, ходили в гости на вареники и блины. На Пасху устраивались гуляния, хороводы, качели, игры молодежи, большое значение придавалось обрядовой еде, освящали в церкви «паску» (кулич), крашеные яйца, колбасы, жареного поросёнка, мёд. На Троицу украшали хату, ворота, хлевы зелёными ветками, травами и цветами, девушки иногда «завивали березу».

 

Последние новости